Заехали мы с котом Гришей в село Ташкирмень, Татарстан. Судя по данным Википедии, в селе жителей не более 800. Ожидали увидеть деревянные избы, скромные домики. Дороги в селе и нет толком ни одной нормально асфальтированной. Но не тут то было. Село оказалось небедным и довольно симпатичным, с красивыми домами, пусть и условными, но чистыми грунтово-гравиевыми дорогами.
Мы вначале ошибочно, вместо городища, которое искали, выехали к берегу Куйбышевского водохранилища возле села Ташкирмень. Это водохранилище называют еще Куйбышевским морем. Оно является самым большим водохранилищем в Европе.
После, соориентировавшись на местности, увидели и вал самого городища.
На месте нынешнего села Ташкирмень в золотоордынские времена находился древний город Таш Кирмен. Большая часть этого городища ушла под воду. Мы увидели только курган.
В Среднем Поволжье, по берегам Волги, Камы и их притоков, особенно в левобережье, были сконцетрированы ценнейшие памятники практически всех эпох, начиная с каменного века, причём многие из них давно были известны как районы значительного сосредоточения разновременных археологических памятников. То есть у одного населённого пункта в непосредственной близости друг от друга (или на одном месте) располагались, например, стоянка каменного века, поселения и курганы эпохи бронзы и поселения и могильники более поздних времён. Несколько наиболее ярких примеров таких мест (до затопления): село Хрящёвка, Ставропольского района, Куйбышевской области, село Кайбелы, Чердаклинского района, Ульяновской области, город Куйбышев татарский и сёла Болгары, Ново-Мордово Куйбышевского района ТАССР. Конечно, примеров можно было бы привести ещё несколько десятков, если не сотен.
Увы, в 1955-1957 годах с наполнением Куйбышевского водохранилища почти все названные и большое количество невыявленных археологических памятников ушло под воду….
О Таш Кирменском городище есть историческое свидетельство. В Казанских писцовых книгах Семена Волынскаго 156 (1648) года пишется: "В ясашной деревне Таш-Кирмене, на реке Меше, что у Татарского старого городища, за служивыми новокрещены за Елизарком Ивановым сьном Парфенова и другими 77 десятин...
Подробной карте Росийской империи, сост. при Императорском депо, действительно показана Татарская деревня Таш-Кирмень по той же дороге в 6 верстах от Епанчина на реке Меше (Лаишевскаго уезда, см. на карте городищ) и по разсказам бывших на месте нам известно, (а путем корреспонденции сведений добиться мы не могли), что здесь доселе видны остатки городища.
В помянутое возмущение (вскоре по взятии Казани) Черемис, Чуваш, Вотяков и др. сии инородцы—Арские Татары, побережные (прикамские) и луговые Черемисы в 1553 году, как пишет летописец, поставили себе город на Меше в 70 верстах от города Казани и землею стену насыпали, хотяще тут отсидетися (т. е. сделав насыпь, хотели в ней выдерживать осаду). Отсюда они непрестанно безпокоили горную сторону набегами. Но вскоре эта Мешенская крепость была сожжена и разорена Русскими. Нет сомнения, что эта крепость была вышеописанное Таш-Кирменское городище на реке Меше. От Казани доселе считается именно 70 верст, и отселе мятежникам легко было волновать".
Вдаваясь в историю, следует упомянуть, что факт существования булгарских языческих святилищ подтверждается археологическим данными. Их устраивали на специально выбранных участках местности и, вероятно, на городищах предшествующего времени.
Связь возвышенностей, где расположены многие древние городища, с определенными поверьями и ритуалами неоднократно отмечалась в литературе. К примеру, в 1950 г. Н.Ф. Калинин записал интересную легенду о II Ташкирменском го-
родище в Лаишевском районе Татарстана. Большое городище принадлежало старому хану и раньше будто бы называлось Хан-кермен. В Малом же городище жила его сноха, вдова ханского сына с малолетним своим сыном-младенцем, лежащим еще в колыбели. Между снохой и свекром разгорелась борьба, при которой владелица Малого городища встала в главе войска, защищая права своего сына на престол. Взяв на плечи колыбель с сыном, она пошла впереди войска и так его воодушевила, что война кончилась ее победой.
Малое городище до сих пор зовут в память колыбели Бишек-тау "гора-колыбель,
гора-зыбка". Помним, что приводились данные в 1950г., т.е. до затопления городищ Куйбышевским морем. Сейчас существует только малая часть этих городищ. Впрочем, это название присвоено этой горе и по форме: узкая длинная
площадка с круглым валом (как бы подушка) напоминает колыбель.
До середины прошлого века ежегодно на Троицу ташкирменцы собирались на площади первого городица, пели песни. Содержани песен связано со сватовством, свадьбой. В одной из песен под названием Джембик (Цвет-княжна) говорится:
Цвет-цвет-княжна,
Цветком растет цвет-княжна
Мы в брод, мы в брод переход
Чуть-чуть, чуть-чуть перейдем
Про красу-княжну, хана дочь
К нам слух прибежал. Перейдем!
В другой песне упоминается колыбель, которую вешают пр рождении детей. Все эти моменты в какой-то мере перекликаются с легендами о ханской дочери, о Бишек-тау, о Ташкирменских городищах.
Приводится другой вариант легенды. В ней говорилось, что в давние времена в этом районе шли войны. Все мужчины ушли, чтобы защитить селение. В домах оставались лишь женщины, старики и дети. В доме на холме Бешик-Тау остапась молодая женщина с ребенком в колыбели. Враги, приближались. И предводитель-хан ворвался в дом на возвышенности у ручья. Но женщина не растерялась, быстро перенесла ребенка в угол, схватила жердь от колыбели и так ударила пришельца, что он больше и не встал. А враги, растерявшись, вынуждены были уйти. Трудно объяснить, к какому периоду времени относится легенда. Но она бытует.
В данном случае примечательно, что городище связано с обрядами свадебного цикла, рождения.
В здешних местах многие древние поселения в силу каких-то причин до
недавнего времени у местного населения считались запретными для какой-либо хозяйственной деятельности. Причем этого правила придерживалось как русское, так и татарское население.
Остатки городища действительно чем-то напоминают колыбель. Вид с него на реку открывется необыкновенный.
Прямо за Гришей виден вал Ташкирменского городища. Наш Гришаня - парень не робкого десятка. Подходил близко к краю обрыва и заглядывал, что там, в воде, и почему так снуют ласточки над обрывом.
Курган городища постепенно размывается Камой и Мешей. Интересно, что там, под водой, осталось от древнего города?
Кстати, такие грандиозные проекты по соединению рек Волги, Камы, устройству водохранилищ предпринимались еще ... Петром I. «Вернувшись из Голландии, - писал известный историк Л.Н. Гумилёв, - парень решил применить чужой опыт в российских ландшафтах. Итог? ... Был у императора и план Волго-Дона - не получилось по военным соображениям: турки выбили Россию из Азова. А если б вышло? Вот пример: устроенное Цимлянское водохранилище аккумулирует весь донской планктон и зацветает, а Азовское море, бывший рыбий заповедник, подпитываясь отцеженной водой, потеряло всю свою рыбу». Царь Пётр I предпринял попытку соединить Волгу с Доном и Азовским морем путём прорытия канала на месте наибольшего их сближения между верховьями притока Дона реки Иловли и притоком Волги реки Камышинки, где с незапамятных времён существовал волок из бассейна Дона на Волгу. В 1698 году инженеру Беркелю было приказано приступить к работам, но он проворовался и бежал за границу. В конце концов эта попытка каналостроительства окончилась неудачей из-за отсутствия техники и огромного объема работ. Также создание канала Волга-Дон намечалось турецким султаном Селимом ещё в начале XVI века с целью провести войска с Дона на Волгу для войны с Ираном и Россией. Но у султана ничего не получилось. Позже, в 20-30-е годы XIX века, русский инженер Н.О. Крафт (1798-1857) при изыскании путей соединения Волги с Доном разработал проект шлюзованного канала между Иловлей и Камышинкой в районе города Камышина (ныне Волгоградская область), но он не был претворён в жизнь.
Может быть, когда-то удастся узнать, что же было здесь за святилище. Все факты ушли под воду.
С ощущением восторга от увиденных пейзажей, одновременно с чувством понимания, что ни что не вечно под луной, уезжали мы с этого места. Гриша тихо спал в машине.
Автор: Оксана Мельник
Источники:
1. "Культовые памятники Камско-Вятского региона: Материалы и исследования". Сб. ст. / Отв. ред., авт. предисл. Н.И. Шутова. Ижевск: УИИЯ УрО РАН, 2004. 228 с. + вкл.
2. "Волжская Атландида: трагедия великой реки". Е.А.Бурдин. Ульяновск, 2008.
3. http://komanda-k.ru/Татарстан/городище-таш-кирменское-таш-кирмен
Мы вначале ошибочно, вместо городища, которое искали, выехали к берегу Куйбышевского водохранилища возле села Ташкирмень. Это водохранилище называют еще Куйбышевским морем. Оно является самым большим водохранилищем в Европе.
После, соориентировавшись на местности, увидели и вал самого городища.
На месте нынешнего села Ташкирмень в золотоордынские времена находился древний город Таш Кирмен. Большая часть этого городища ушла под воду. Мы увидели только курган.
В Среднем Поволжье, по берегам Волги, Камы и их притоков, особенно в левобережье, были сконцетрированы ценнейшие памятники практически всех эпох, начиная с каменного века, причём многие из них давно были известны как районы значительного сосредоточения разновременных археологических памятников. То есть у одного населённого пункта в непосредственной близости друг от друга (или на одном месте) располагались, например, стоянка каменного века, поселения и курганы эпохи бронзы и поселения и могильники более поздних времён. Несколько наиболее ярких примеров таких мест (до затопления): село Хрящёвка, Ставропольского района, Куйбышевской области, село Кайбелы, Чердаклинского района, Ульяновской области, город Куйбышев татарский и сёла Болгары, Ново-Мордово Куйбышевского района ТАССР. Конечно, примеров можно было бы привести ещё несколько десятков, если не сотен.
Увы, в 1955-1957 годах с наполнением Куйбышевского водохранилища почти все названные и большое количество невыявленных археологических памятников ушло под воду….
О Таш Кирменском городище есть историческое свидетельство. В Казанских писцовых книгах Семена Волынскаго 156 (1648) года пишется: "В ясашной деревне Таш-Кирмене, на реке Меше, что у Татарского старого городища, за служивыми новокрещены за Елизарком Ивановым сьном Парфенова и другими 77 десятин...
Подробной карте Росийской империи, сост. при Императорском депо, действительно показана Татарская деревня Таш-Кирмень по той же дороге в 6 верстах от Епанчина на реке Меше (Лаишевскаго уезда, см. на карте городищ) и по разсказам бывших на месте нам известно, (а путем корреспонденции сведений добиться мы не могли), что здесь доселе видны остатки городища.
В помянутое возмущение (вскоре по взятии Казани) Черемис, Чуваш, Вотяков и др. сии инородцы—Арские Татары, побережные (прикамские) и луговые Черемисы в 1553 году, как пишет летописец, поставили себе город на Меше в 70 верстах от города Казани и землею стену насыпали, хотяще тут отсидетися (т. е. сделав насыпь, хотели в ней выдерживать осаду). Отсюда они непрестанно безпокоили горную сторону набегами. Но вскоре эта Мешенская крепость была сожжена и разорена Русскими. Нет сомнения, что эта крепость была вышеописанное Таш-Кирменское городище на реке Меше. От Казани доселе считается именно 70 верст, и отселе мятежникам легко было волновать".
Вдаваясь в историю, следует упомянуть, что факт существования булгарских языческих святилищ подтверждается археологическим данными. Их устраивали на специально выбранных участках местности и, вероятно, на городищах предшествующего времени.
Связь возвышенностей, где расположены многие древние городища, с определенными поверьями и ритуалами неоднократно отмечалась в литературе. К примеру, в 1950 г. Н.Ф. Калинин записал интересную легенду о II Ташкирменском го-
родище в Лаишевском районе Татарстана. Большое городище принадлежало старому хану и раньше будто бы называлось Хан-кермен. В Малом же городище жила его сноха, вдова ханского сына с малолетним своим сыном-младенцем, лежащим еще в колыбели. Между снохой и свекром разгорелась борьба, при которой владелица Малого городища встала в главе войска, защищая права своего сына на престол. Взяв на плечи колыбель с сыном, она пошла впереди войска и так его воодушевила, что война кончилась ее победой.
Малое городище до сих пор зовут в память колыбели Бишек-тау "гора-колыбель,
гора-зыбка". Помним, что приводились данные в 1950г., т.е. до затопления городищ Куйбышевским морем. Сейчас существует только малая часть этих городищ. Впрочем, это название присвоено этой горе и по форме: узкая длинная
площадка с круглым валом (как бы подушка) напоминает колыбель.
До середины прошлого века ежегодно на Троицу ташкирменцы собирались на площади первого городица, пели песни. Содержани песен связано со сватовством, свадьбой. В одной из песен под названием Джембик (Цвет-княжна) говорится:
Цвет-цвет-княжна,
Цветком растет цвет-княжна
Мы в брод, мы в брод переход
Чуть-чуть, чуть-чуть перейдем
Про красу-княжну, хана дочь
К нам слух прибежал. Перейдем!
В другой песне упоминается колыбель, которую вешают пр рождении детей. Все эти моменты в какой-то мере перекликаются с легендами о ханской дочери, о Бишек-тау, о Ташкирменских городищах.
Приводится другой вариант легенды. В ней говорилось, что в давние времена в этом районе шли войны. Все мужчины ушли, чтобы защитить селение. В домах оставались лишь женщины, старики и дети. В доме на холме Бешик-Тау остапась молодая женщина с ребенком в колыбели. Враги, приближались. И предводитель-хан ворвался в дом на возвышенности у ручья. Но женщина не растерялась, быстро перенесла ребенка в угол, схватила жердь от колыбели и так ударила пришельца, что он больше и не встал. А враги, растерявшись, вынуждены были уйти. Трудно объяснить, к какому периоду времени относится легенда. Но она бытует.
В данном случае примечательно, что городище связано с обрядами свадебного цикла, рождения.
В здешних местах многие древние поселения в силу каких-то причин до
недавнего времени у местного населения считались запретными для какой-либо хозяйственной деятельности. Причем этого правила придерживалось как русское, так и татарское население.
Остатки городища действительно чем-то напоминают колыбель. Вид с него на реку открывется необыкновенный.
Прямо за Гришей виден вал Ташкирменского городища. Наш Гришаня - парень не робкого десятка. Подходил близко к краю обрыва и заглядывал, что там, в воде, и почему так снуют ласточки над обрывом.
Курган городища постепенно размывается Камой и Мешей. Интересно, что там, под водой, осталось от древнего города?
Кстати, такие грандиозные проекты по соединению рек Волги, Камы, устройству водохранилищ предпринимались еще ... Петром I. «Вернувшись из Голландии, - писал известный историк Л.Н. Гумилёв, - парень решил применить чужой опыт в российских ландшафтах. Итог? ... Был у императора и план Волго-Дона - не получилось по военным соображениям: турки выбили Россию из Азова. А если б вышло? Вот пример: устроенное Цимлянское водохранилище аккумулирует весь донской планктон и зацветает, а Азовское море, бывший рыбий заповедник, подпитываясь отцеженной водой, потеряло всю свою рыбу». Царь Пётр I предпринял попытку соединить Волгу с Доном и Азовским морем путём прорытия канала на месте наибольшего их сближения между верховьями притока Дона реки Иловли и притоком Волги реки Камышинки, где с незапамятных времён существовал волок из бассейна Дона на Волгу. В 1698 году инженеру Беркелю было приказано приступить к работам, но он проворовался и бежал за границу. В конце концов эта попытка каналостроительства окончилась неудачей из-за отсутствия техники и огромного объема работ. Также создание канала Волга-Дон намечалось турецким султаном Селимом ещё в начале XVI века с целью провести войска с Дона на Волгу для войны с Ираном и Россией. Но у султана ничего не получилось. Позже, в 20-30-е годы XIX века, русский инженер Н.О. Крафт (1798-1857) при изыскании путей соединения Волги с Доном разработал проект шлюзованного канала между Иловлей и Камышинкой в районе города Камышина (ныне Волгоградская область), но он не был претворён в жизнь.
Может быть, когда-то удастся узнать, что же было здесь за святилище. Все факты ушли под воду.
С ощущением восторга от увиденных пейзажей, одновременно с чувством понимания, что ни что не вечно под луной, уезжали мы с этого места. Гриша тихо спал в машине.
Автор: Оксана Мельник
Источники:
1. "Культовые памятники Камско-Вятского региона: Материалы и исследования". Сб. ст. / Отв. ред., авт. предисл. Н.И. Шутова. Ижевск: УИИЯ УрО РАН, 2004. 228 с. + вкл.
2. "Волжская Атландида: трагедия великой реки". Е.А.Бурдин. Ульяновск, 2008.
3. http://komanda-k.ru/Татарстан/городище-таш-кирменское-таш-кирмен
Комментариев нет:
Отправить комментарий