понедельник, 29 августа 2016 г.

Путешествуем с абиссинами. Озеро Шуть-Ер



  Последнее воскресенье лета хотелось посвятить посещению одного из озер Марий Эл. Во-первых, потому, что осень обычно в этих местах прохладная, и было бы безрассудством подвергать абиссинов сквознякам и сырости. Во-вторых, Марий Эл притягивает к себе своей природной красотой и простотой. 
  Наиболее близкие к Казани и интересные известные озера остались уже в прошлых наших маршрутах. Любопытство притягивало к тем, что расположены в глубине Марий Эл или в таежной зоне, либо к ним долго идти пешком, либо наша машина там не проедет. Заманчиво было посетить соленое озеро, но туда без ночевки не получится. Выбор пал на озеро Шуть-Ер. Решили, что даже если оно действительно труднодоступно, то рядом расположено еще одно красивое озеро Куж-Ер, и мы ничего особо не потеряем по впечатлениям. Получилось даже лучше, чем мы ожидали. 

   Первоначально из абиссинов в поездку планировалось взять котенка Гильгамеша и кошку Гаечку. Но, когда вышли из дома, Гайка подняла такой крик, скорее человеческий "Маааа-мааааа, спасииии!", чем кошачий, что притянула внимание к себе всех гуляющих во дворе детей и взрослых. "Сиди дома, крикуха!", - было сказано Гайке, и передали ее сыну, которого встретили во дворе. Попросили его снарядить в дорогу Риву-матушку, а сами стали ждать перед балконом 1 этажа.  Но эта матушка Рива, видимо, уже хорошо понимая, о чем речь идет по телефону,  спряталась дома так, что ее минут 5 нельзя было найти. Крайним видимым оказался Ян. Он с нами и поехал. Правда, сын попутал шлейки, и Яну досталась меньшего размера, но лучше так, чем без нее.
  Заехали за племянником Глебом, и в путь. Ориентир - деревня Керебеляк. От Казани до нее примерно 130км.


   Трасса до Звениговского мясокомбината хорошая. Проехали ее легко и достаточно быстро. На этом можно сказать, что дорога, в понимании именно как ровное асфальтное полотно, закончилась. Видимо, дальше города Звенигово чиновники не ездят. Дорога сплошь в ямах, больших и маленьких. Некоторые местные автовладельцы их пытаются перелетать, а не местные - объехать, в том числе по обочине. Из-за чего машины становятся пыльными. Дело в том, что в этой местности мы не увидели плодородной почвы. Земля, где выкорчевана трава, бледна, суха, и малейший ветерок поднимает из нее столб пыли. 20 мин заковыристого пути - и даже такая дорога резко заканчивается. Мы оказались перед селом Керебеляк - сельским административным центром Керебелякского сельсовета, расположенным в 65 км к северо-востоку от центра муниципального образования - города Звенигово. Странно даже представить, что это админцентр. Что же тогда не в центре?
   В село шла грунтовая дорога. Газа нет, водопровода нет. Воду для пищевых и хозяйственных нужд берут из колодцев. Электричество есть. Много заброшенных деревянных домов.  Наш путь шел по главной улице, насквозь проходящую через всю деревню. По пути на озеро встретили только пару человек, местных жителей, и одного, когда ехали уже обратно. 
  Такие они, дикие керебеляцкие яблочки:



  О происхождении села Керебеляк рассказывает следующая легенда. Три брата - Керей, Карай и Шигак - перешли реку Волгу. Затем, чтобы определить, где им жить, с завязанными глазами, трижды обернувшись вокруг себя, выстрелили из лука. И по направлению полета стрел выбрали удобные места для жительства. Карай стал жить ближе к городу Казани на территории нынешнего Волжского района республики. Шигак выбрал место по правую сторону реки Юшут. Он был высок ростом, его звали Кугу Шигак, от его имени появилось название деревни Большое Шигаково. А Керей перешел реку Юшут и стал жить в районе деревни Керебеляк. Об этом повествует в своем рассказе "Йыланда" основоположник марийской литературы Сергей Григорьевич Чавайн. Керей поселился на опушке леса, где теперь расположена деревня Филиппсола. На замечание, что земля здесь песчаная, неплодородная, Керей отвечал, что он может жить и охотой, что стрелять сидящих на деревьях глухарей можно даже из окна дома. Это лишний раз свидетельствует о том, какое место в жизни марийцев деревни Керебеляк занимала охота. Территорию нынешнего сельсовета в то время покрывал дремучий лес. В нем было много всякой мелкой и крупной дичи. 

  Род Керея разросся. Отсюда и происходит название поселения - деревня Керебеляк, по-марийски Керейвлак тукым. Керей-влак впоследствии преобразовалось в Керебеляк, то есть род Керея.
  Кроме речушек и озер, в этой местности было много болот. Росли клюква, брусника, в лесу — черника, малина, орехи и грибы. Люди в свободное время собирали дары леса, часть для себя, а часть увозили на продажу в город Казань. Природные богатства создавали условия для проживания на этой земле. Постепенно люди начали вырубать лес, корчевать пни, заниматься земледелием и скотоводством. Вместе с Кереем на территорию деревни Керебеляк пришли и другие марийцы. О них мы можем узнать по сохранившимся названиям полей, лугов и мест расположения отдельных дворов. Например, около деревни Памашсола (так называлось село Керебеляк до открытия церкви, другой вариант названия - Помашсола, судя по всему, ошибочен) сохранились названия полей и лугов: Яштык пече - жил Яштык, Кындыган олык — луга Кындыгана, Сенлан пече - жил Сенлан.
   Мы же застали это село вымирающим. Пустые дома, дерево, растущее сквозь крышу избушки - не веселое зрелище. Особенно когда видишь заваленные от времени и некогда крепкие большие массивные ворота из дерева, старые резные наличники.


  Проехав деревню, выехали на большую просеку, окруженную лесом. Дорога примерно посередине просеки раздваивалась. По спутниковой карте озеро Куж-Ер левее от дороги. Значит Шуть-Ер должно быть правее. Поехали правее. Въехали, о ужас, в лес. Почему ужас, потому что авто на низкой подвеске. Людей никого. Лес - самый настоящий дремучий. Дорога не накатанная. Видно, что по ней ездят редко. Трава не смята.  Уперлись в щит с надписью "Заповедная зона национального парка "Марий Чодра". Въезд на транспорте запрещен. Штраф 8000руб." И тишина. Только ветер, шум деревьев, иногда крики птиц. Вышли из машины. Пошли дальше пешком. При этом загрузили другую карту в телефон. А она показывает, что мы отдаляемся от озера Шуть-Ер. Приплыли, называется. Прошли эдак 1км, развернулись, пошли обратно. Карта показывает, что приближаемся к Шуть-Ер. Поняли, что на развилке все же надо было ехать левее. Вернулись к этому распутью, поехали налево. 
   Дорога налево точно так же привела нас к глухому лесу. Щит с надписью, что это заповедник "Марий Чодра" был, только не было более новой таблички о штрафе. Медленно стали на машине углубляться в лес по листьям, хвое, сучьям и песку. Мимо больших, более метра высотой, муравейников, иногда выходя убирать небольшие обвалившиеся и нависшие над дорогой стволы деревьев и ветки. Трава и палки шелестели о дно автомобиля.  


  Конец дороги обозначился резко. Наваленные на дорогу стволы больших деревьев, небольшая площадка для разворота. Предусмотрительно развернули автомобиль, так как было не понятно, сколько нам еще идти до озера, и если вдруг стемнеет, чтобы не посадить машину на пень или сук. Время уже было 16:00ч, мы то выехали из Казани после обеда, особо не напрягаясь утром. Отдых есть отдых.
   Осмотрелись. Увидели незаметную сразу тропинку в обход. Машину оставили, пошли по тропинке. И теперь понимаю, как смешны мы были, оставив на торпеде авто табличку с номером своего телефона. Мобильная связь отсутствовала, как МТС, так и Билайн. Интернет, соответственно, тем более. 
   Прошли сквозь заросли крапивы. Ух, она кусачая. Комаров почти не было. Тропинка повела резко вниз, с горы, чем напомнила дорогу на крымский водопад Джур-Джур. Перешли маленький ручей, пролезли над и под поваленными стволами деревьев, совсем немного, и вышли к озеру.


  Озеро Шуть-Ер является самым большим среди озер Керебеляцкой озерной группы. Его протяженность 1550м в длину и 250-300м в ширину. Берега ассиметричны. Котловина озера состоит из трех впадин: 17, 16 и 8м глубиной. Прозрачность воды достигает 6м и кажется темной из-за донных осадков.


   Название озера Шуть-Ер марийское, происходит от слов "шуй" - черный, уголь или "шучь" - сажа, копоть. Возможно, из-за темного дна и получилось название Черное, или Сажевое, Угольное озеро.


     Мы выбрали маленькую полянку на берегу и расстелили плед. Гильгамешка с Яном сразу уселись на него. В отличие от похода на озеро Челдови, в этом походе Ян вел себя спокойно, никого невидимого не боялся, не прятал голову в рюкзак.


  Малыш сразу проявил интерес к углям старого костра, из-за чего испачкал свой нос и костюм. Он, к тому же, оказался абиссино-марийским рыжим короедом. Так точил зубы о кору, что мелкие щепки разлетались.

 
    Купаться в озере не стали, хоть ноги и помочили. Было солнечно, но вода холодная.

 
  Озеро имеет подземное и родниковое питание, на глубине 16м температура держится постоянно +6°C. Да и жалко было наступать в воде на такую пышную и чем то напоминающую тропики растительность. Кстати, при прощупывании дна на поверхность воды сразу поднимаются пузырьки с запахом серо-водорода. Застали еще цветущими кубышки из рода кувшинок. Говорят, в сезон здесь можно встретить и белые лилии. Возможно, мы их не увидели, так как уже вечерело.





 Окрестности поражают своей тишиной. Трудно поверить, но мы на озере были из людей одни. Вокруг озера Шуть-Ер - широколиственный лес: липа, дуб, орешник, изредка черемуха, ольха, осина, береза, кустарник чаплыжник. Водится дикий кабан. Мусора практически нет, что говорит о малой посещаемости озера. С другой стороны, это и хорошо. И даже в такую погоду, когда дождей было мало, мы встретили старые грибы. В сезон же их здесь очень много.




  Об этом озере, как и многих озерах Марий Эл, ходят легенды и сказания. Начиная от русалок, и заканчивая кладом, спрятанным во время восстания Емельяна Пугачева. До навязывания христианства местные племена марийцев поклонялись деревьям и рощам. Для них духи рек, озер, полян были реальностью. Ведь мне не кажется странным то, как ведут себя кошки в разных природных местах, или как они реагируют на тех или иных людей. В Татарстане знают, что именно в Марийке, так ласково называют Марий Эл, много колдунов и знахарок. 


 
  Одну легенду процитирую с сайта "Кочующих".
 
  Дело было в 50-х годах прошлого века. Объявилась в керебелякских лесах волчья стая. А леса тогда были в тех краях - настоящая глухомань! Тайга шла до Кировской области. Машин и прочей техники у людей было мало, поэтому в лес ходили пешком. В лесах было много зверья и дичи, а про грибы и говорить нечего. Так вот, эта волчья стая не давала покоя местным жителям. То скотину завалят, то курятник разорят - пошла беда по окрестным деревням.


  Наступила весна, всем казалось, что голодное для волков время пройдет и стая сама по себе распадется, однако стая по-прежнему разбойничала. Местные охотники не раз пытались сделать на неё облаву, но волки как будто чуяли опасность, и легко уходили от засады. После нескольких неудачных попыток бывалые охотники стали говорить, что во всем виноват вожак стаи - это был седой матёрый волчище, как его прозвали по-марийски: ошпире. Он наперёд предвидел любые опасности и ловушки, будто обладал человеческим разумом. Более того, среди некоторых охотников поползли и такие слухи, что этот белый волк - настоящий оборотень, так как его не брали ни картечь, ни пуля. А тот, кто видел его хищный взгляд, уже опасался в одиночку пытаться найти волчье логово. Суеверный ужас охватил тех, кто по работе или по делам имел отношение к лесу.

 

  А тем временем волчья ватага лютовала в округе. Деревенские жители уже боялись выгонять на пастбище скотину - одних коров, считай, пропало с десяток. А корова в деревне - настоящая кормилица, без неё - голод. Особенно ненавидели волки своих дальних собратьев - собак, при любом удобном случае они в клочья изгрызали попавшегося к ним пса, словно мстя собачьему роду за давнее предательство - переход на службу к человеку. Нередко по утрам в деревне находили у собачьей конуры обрывок веревки и клочья кровавой шерсти с костями - ночью тут побывали серые разбойники.
  Совсем не стало житья местным жителям. Тогда решили позвать со всего района охотников и егерей, собрать деревенских мужиков, чтобы сделать на волков крупную облаву. Времена же были советские - атеистические, в оборотней да колдунов никто не верил. Всем казалось, что с такой силой уничтожить стаю будет легко. А среди егерей был один охотник по имени Степан, был он родом с Урала, и не раз от тамошних стариков слышал истории про волков-оборотней. Он-то по-настоящему понимал, как сложно будет перехитрить волков.
   За 2 два дня до облавы съездил он в Петьялы, где действовала почти единственная в округе церковь, да и ту несколько раз пытались закрыть и разорить. Там нашел он священника, который освятил ему ружьё и патроны, а также благословил его на предстоящее дело.
  В день облавы в лесах собралось много народу, стрелки плотно обложили то место, где находилось логово, а деревенский люд с колотушками и криком стал гнать волков на засаду со всех сторон.


   Случилось Степану оказаться прямо у того места, через которое волки и побежали от загонщиков. Сперва увидел он молодую волчицу - одним выстрелом уложил её, справа и слева также послышались выстрелы и крики.
  И вдруг в чаще мелькнуло что-то белое, и прямо на него выскочил вожак стаи. На мгновенье пересеклись они взглядами - Степан выстрелил подряд из обоих стволов - волк остановился на мгновенье. В это время охотник успел зарядить ружьё освящённой пулей, и когда седой волк уже готовился прыгнуть на него - успел один раз выстрелить прямо в волчью голову...
  Трудно описать, что произошло на глазах у изумленного стрелка. Волчище упал на землю и стал реветь страшным человеческим голосом, кровь ручьём потекла из звериной морды, а оскаленная пасть изрыгала такие проклятия и хулы, что и видавший виды охотник, остолбенел и не мог еще раз перезарядить оружие.
  Вдруг волк огромными лапами как будто стал сдирать лохматую шкуру со своей головы, мать честная, под ней показалась человеческое обличие... У Степана померкло в глазах от этого видения, грудь словно сдавило тисками, и он без сил опустился на землю... Очнулся он только тогда, когда к нему подбежали его товарищи, которые, видимо, услыхали выстрелы и страшный рев с этого места. Однако сам охотник долго не мог прийти в себя и рассказать про то, что с ним случилось.
  Облава в тот день действительно была удачной, охотники перебили почти всю стая, только седого вожака никто не мог найти - он, словно сквозь землю провалился.
   Каждому удачному стрелку по случаю трофея была выдана премия, а в деревне их всех славно угостили. Только Степана не радовал трофей и деньги - перед глазами у него всё стояло то чудовищное зрелище превращения зверя в человека... Через несколько дней он постепенно пришёл в себя, но неожиданно от одного деревенского мужика, который участвовал в загоне, услыхал следующую историю. Тот мужик рассказал ему, что когда послышались выстрелы, все деревенские остановились и стали стучать и кричать ещё сильнее. Вдруг неожиданно из чащи леса, со стороны засады, прямо на них вышел старик, он был очень странно по-старинному одет, весь был седой как лунь, а на голове виднелась струйка крови, которая была прикрыта небольшой повязкой. Народ было подумал, что это случайный прохожий, которого зацепило шальной пулей, захотели к нему подойти, чтобы помочь, но тот старик так свирепо по-звериному поглядел на них, что у всех отпала охота общаться с ним. Старик словно тень прошел мимо загонщиков и исчез в таёжной гуще...
  Правда всё это или нет - никто не знал, только того белого волка в местных лесах никто больше не видел. Стая волчья была уничтожена, а местный скот уже никто не тревожил. Сам Степан больше ни дня не проработал егерем, хотя и был на хорошем счету в лесничестве, он подал заявление об увольнении, и переехал жить в город.


   Наш поход подходил к концу. Не засиживаясь долго, чтобы успеть выбраться из леса до заката солнца, мы довольно легко добрались до машины. Обратно в Казань вернулись к 22 ч. И Глеб, и абиссины не устали, а скорее надышались свежим воздухом, потому что засыпать начали еще в селе Керебеляк, и даже дорога-попрыгушка до Звениговской развилки их не разбудила.

     Больше фото по ссылке

Комментариев нет:

Отправить комментарий