Мелькнула в ленте Facebook фотография из Археологического музея Ираклиона на греческом Крите. На ней изображена статуэтка женщины со змеями в руках и кошкой на голове. Немного погуглив, выяснила, что очень много информации, почему в руках богини находятся змеи, и совсем мало о том, что же делает там кошка, да еще в столь нетипичном месте. Нетипичным для обычных кошек. Но вполне нормальным для абиссинских. Древний Египет просился для проведения параллели. Однако, каково было влияние почитания кошек египтянами на минойскую культуру, пока было не понятно.
Найдена статуэтка так называемой Малой Богини была на Крите в Кноссе Артуром Эвансом. Кто такой Эванс? Сама биография этого человека, влюбленного в свое дело, увлекательна. Википедия говорит нам, что Сэр А́ртур Джон Э́ванс - английский историк и археолог, первооткрыватель минойской цивилизации, с 1900 года вёл раскопки в Кноссе, в своих трудах реконструировал историю, культуру и религию древнего Крита. Действительный член Королевского общества и Королевской инженерной академии, доктор философии honoris causa (1901). В 1874—1908 годах возглавлял Королевское нумизматическое общество, в 1902 году удостоен его медали. За свои заслуги в 1911 году возведён в рыцарское достоинство. В 1936 году удостоен Медали Копли с формулировкой «за пионерные работы на Крите, внесшие вклад в исследование истории минойской цивилизации», а также золотой медали Шведской академии.
Так вот, зная регалии сего достопочтенного сэра, его ум, развитую логику, почему-то ни кто (или нет таких публикаций, а исследования есть) не объяснил внятно, что на статуэтке делает кошка и почему Артур Эванс, собирая обломки статуэтки, именно так собрал эту Богиню.
Во время ведения раскопок в Кносском дворце, только в 1903 году, спустя три года с момента их начала, случайно заметили, что пол в помещении между "ямами"
просел, и под ним оказались пустоты в количестве 2 штук, в которых
хранилось большое количество различных предметов. Помимо множества керамических и фаянсовых изделий, табличек и других любопытных находок, там обнаружено и самое важное – три женских
фигурки во фрагментах.
Сначала Артур Эванс реконструировал саму Богиню - Малую / Дочь. Найдена она была без головы, половины левой руки, фрагмента правой змеи и
некоторых сегментов юбки. Шею и голову Эванс реконструировал на основе изображений минойских
фресок и, главное, головы второй – Большой/Матери – Богини со змеями.
Со шляпой дело обстояло еще сомнительнее. Маленькое кошачье, которое
Эванс счел сначала львицей, а потом леопардом, нашлось через несколько
лет после богини где-то неподалеку в "сокровищницах" и имело на "дне"
"заклепочку", из чего археолог сделал напрашивающийся вывод – "кошка" на
чем-то сидела и к этому чему-то была прикреплена. Ранее был найден
фрагмент передней части головного убора с тремя медальонами спереди и с
"заклепкой" сверху. По мнению, Эванса, "заклепки" подходили друг другу, а
оставшуюся часть шляпы он реконструировал по подобию сохранившейся.
Здесь масса допущений: возможно, что фрагмент головного убора не
принадлежал богине, а кошка не принадлежала фрагменту; возможно, что
кошка принадлежала фрагменту, но фрагмент шляпы таки не принадлежал
богине; фрагмент шляпы вообще неверно реконструирован.
Культура раннего бронзового века на Крите задала загадку тем, кто занимался минойской цивилизацией после Эванса. Многие ученые продолжают следовать Эвансу и называют этот период ранним минойским, датируя его приблизительно с 3000 по 2000 до н.э. Однако все раскопки на Крите неизменно обнаруживали, что достигшие полного развития минойские города (такие, как дворцовые города в Кноссе, Фесте и Маллии) располагаются непосредственно над остатками неолитической культуры. Первые дворцы на Крите вместе с новой культурой внезапно возникли ок. 1950 до н.э., в отсутствие каких-либо следов постепенного развития на Крите городской культуры. Поэтому у археологов есть основания считать, что мы можем говорить о «минойцах» лишь после 1950 до н.э., насчет же т.н. ранней минойской культуры можно сомневаться, была ли она вообще минойской.
Но как произошла эта
городская революция ок. 1950 до н.э.? Вероятно, минойская цивилизация
получила импульс от пришельцев извне – могущественных
народов-мореплавателей, которые завоевали Крит и установили здесь
талассократию, державу, опиравшуюся на господство на морях. Кем были эти
пришельцы, оставалось загадкой до расшифровки минойского письма,
известного как линейное письмо А. Минойский язык, как обнаруживается по
данным линейного письма А, оказался западносемитским языком, относящимся
к тому типу, на котором говорили в Финикии и прилегающих областях.
Известно, что вплоть до
18 в. ученые соглашались со свидетельствами древних греков, которые
говорили об их культурной зависимости от древнего Ближнего Востока.
Например, греки называли свой алфавит финикийским, или Кадмовыми буквами
– по Кадму, финикийскому принцу, основателю династию в Фивах.
Минойские пришельцы были
мореплавателями с восточных берегов Средиземного моря. Они и принесли на
Крит большую часть новшеств и установили разветвленные культурные и
торговые отношения со всем Средиземноморьем. К концу III
тысячелетия до н.э. восточное Средиземноморье превратилось в центр
мировой истории. Вдоль его берегов уже произошло слияние импульсов,
исходивших из Египта, Сирии с Палестиной, Месопотамии и Малой Азии, и
целая группа народов, чрезвычайно разноплановых по этническому
происхождению и языку, образовывала новые сочетания. Такая составная
культура была характерна и для пришельцев, уже вовлеченных в систему
торговых связей. К примеру, Угарит, оживленный порт на севере Сирии, вел
с Критом активную торговлю, благодаря которой имел место приток новых
идей и практических навыков не только с берегов Сирии и Палестины, но и
из Египта и Месопотамии.
Вот мы и добрались до Египта. Личные имена минойских
текстов происходят со всего Ближнего Востока. Среди обнаруживаемых здесь
распространенных западносемитских имен – Da-we-da (Давид) и Gu-pa-nu (Гупан); имя Гупан встречается также в текстах из Угарита. Финикийская богиня Тинит появляется как Ti-ni-ta. Северо-западный семитский бог Ям(му) пишется здесь как Ya-mu. По крайней мере два имени, обнаруженных на табличках линейного письма А, Da-ku-se-nй и Su-ki-ri-te-se-ya,
– хурритские, т.е. принадлежат несемитскому народу, который занимал
видное место на всем Ближнем Востоке, от Малой Азии до Египта, на
протяжении II тысячелетия до н.э. Встречаются также и египетские имена, такие, как Ne-tu-ri-Re
(что означает «Солнце божественно»). Минойское искусство обнаруживает
тесные связи с Египтом: на некоторых фресках изображаются египетский
тростник и кошки египетской породы.
Мария Гимбутас, всемирно известный археолог и этнограф, по
археологическим изысканиям воссоздавшая культ Великой Богини в Древней
Европе, отмечала: «Судя по несметному количеству изображений,
доставшихся нам от доисторической Евразии, источником древнейших
религиозных переживаний было великое таинство женской животворящей силы
созидания. Великая Богиня-Мать, из священного мрака утробы которой
исходят все творения, была метафорой самой Природы, вселенского
источника жизни и смерти, постоянно обновляющегося в непрерывной смене
жизни, смерти и возрождения».
Характерной позой Великой богини, как она изображалась, была поза с поднятыми руками.
Подобная ритуальная поза Великой Богини или Матери-Прародительницы зафиксирована по всему миру, начиная с наскальных изображений. Примеры подобных изображений приводит и А. Голан в своей книге
«Миф и символ». Он пишет: «Известны древние изображения человеческой
фигуры с воздетыми руками, имеющими преувеличено большие ладони и
растопыренные пальцы. Обычно считалось, что это - изображения молящихся.
Действительно, поднятые кверху руки – жест моления, имеющий
общечеловеческое распространение, вплоть до пигмеев Африки; этот жест
был воспринят христианством и мусульманством.
То, что жест моления обращен кверху, понятно: ведь бог обитает на
небе. Преувеличенно большие ладони рук, может быть, отражают
представление о том, что поскольку имеет магическую силу, большая рука
обеспечивает эффективность воздействия на божество, к которому
обращаются.
Культ Великой Богини, зарождение которого относят ко временам
палеолита, был повсеместно распространен в ранних скотоводческих и
земледельческих неолитических общинах. Археологи находят следы этих
культур в Африке (плато Тассилин-Аджер), в Анатолии (Чатал-Хююк,
Хаджилар, современная Турция), на Ближнем Востоке (Иерихон, Ханаан).
Постепенно из Анатолии как из центра «неолитической революции»
земледельческие общества начали распространяться на окраинные
территории, такие как равнины Месопотамии, Закавказья и Закаспия,
с одной стороны, и на юго-восточную Европу, с другой. При этом
естественно в эти районы распространялся и культ Великой Богини.
Примерно в это же время (около 6000 года до н. э.) начинается история
минойской цивилизации на Крите, когда небольшая колония эмигрантов,
возможно, из Анатолии, впервые прибыла на остров. Они принесли с собой
свою Богиню, а также аграрную технику, что привело к постепенному
развитию гончарного ремесла, ткачества, гравировки и других ремесел, а
также торговли, металлургии и архитектуры, которые сформировали
жизнерадостный художественный стиль, столь характерный для Крита.
В период между 4500 и 2500 гг. до н. э. в Европе, кроме ее южных и
западных окраин, и в Малой Азии следовали одна за одной волны миграции
степных кочевников относимых учеными к индоевропейским племенам, которые
пришли с северо-востока Евразии. Возглавляемые сильными жрецами и
воинами, они принесли с собой мужских воинственных богов. Арийцы
в Индии, хетты и маиттанне в Месопотамии, лувийцы в Анатолии,
курганцы в восточной Европе, ахейцы и позднее дорийцы в Греции
постепенно насаждали свою идеологию и стиль жизни на завоеванных
территориях. В это же время семиты принесли с собой жестокого мужского бога Яхве в Ханаан.
Фактически в это время в Европе, Малой Азии и Ближнем Востоке шла
смена цивилизационных основ человечества. Система верований
земледельческих общин, в основе которой лежал природный цикл
«рождение-смерть-возрождение», воплощенный в образе земной Великой
Богини, сменялся индоевропейской системой верований, основанной на
стремлении к расширению границ своего существования, на принципах
подчинения, которая воспевала воинственных повелителей, мужественных
героев, могущественных и грозных богов-небожителей.
Во время этого периода Великая Богиня во множестве ее аспектов, была в
значительной мере заменена преимущественно мужскими божествами
индоевропейцев. Богиню еще почитали, но она постепенно низводилась до
положения жены или матери новых богов. По такой схеме развитие шло в
Европе, Малой Азии, на Ближнем Востоке.
Только Крит оставался приютом поклонения Великой Богине. И даже в XV
в. до н.э. когда остров перешел под власть ахейцев, Богиня и образ
мышления и жизни, ею символизируемые, все еще сохраняются здесь.
Преемственность культа Великой Богини прослеживается в богинях
Древнего Египта, Ближнего Востока и греко-римского мира. Великая
Богиня отчетливо просматривается в фигурах таких известных богинь,
как Исида, Нут и Маат в Египте, Иштар, Астарта и Лилит
государств Междуречья и Леванта, Деметра, Кора и Гера в Греции и
Церера и Кибела в Риме. Она сохраняется и в иудео-христианском
наследии - это образы Царицы неба, каббалистической Шехины и чтимой
католиками Девы Марии.
Мистерии, в основе которых лежал миф о Деметре и Персефоне, возникшие
на берегах Греции в Элевсине, были также отголоском великой архаичной
религии Великой Богини на Крите. Если вы смотрели архив нашего сайта, там есть упоминание и о мистериях, посвященных Богине в лице кошки Баст в Древнем Египте.
Христианская церковь позднего средневековья, предпринявшая великое сожжение ведьм, пыталась окончательно расправиться с поклонением Великой Богине.
Христианская церковь позднего средневековья, предпринявшая великое сожжение ведьм, пыталась окончательно расправиться с поклонением Великой Богине.
Кстати, в такой же позе, с поднятыми руками, изображена православная Богоматерь Оранта (от лат. orans – молящийся) в Софийском соборе в Киеве.
Интересная информация о критских раскопках, связанных с Богиней - на сайте Ассоциации "Целый Мир"
На фото - абиссинская кошка соррелевого окраса Shafran Itatsi.
Комментариев нет:
Отправить комментарий