понедельник, 10 сентября 2018 г.

Abytravel: Мокринский мост

Shafran Dow Jones Plus в начале своего похода по старому Мокринскому железнодорожному мосту в Чувашии
  Мокри́нский железнодорожный мост — расположен в деревне Мокры Канашского района Чувашской Республики в 11 км от города Канаш. Официально включен в список памятников истории и культуры Канашского района Чувашской Республики.


  Это исторический железобетонный арочный виадук, железнодорожный переезд через речку У́тка. Высота моста 34м, длина — 360м, ширина — 4м. Общая длина моста — 1200м.



  
  В 2018 году, предположительно, исполняется 100 лет с окончания строительства Мокринского моста-виадука в Чувашии. И, к удивлению, в Википедии довольно мало информации о нем, в том числе и об его архитекторе. Но еще более удивило, что в Пермском крае есть такие же мосты-виадуки.

  Так кто же построил эти мосты на самом деле? Военная тайна?



  
  Основные даты строительства моста в источниках разнятся:

  • Строительство моста началось в 1914 году, завершилось в 1918 году. Работы по строительству проходили под руководством и контролем немецкого инженера-проектировщика Гехарда Шумахера. В работах участвовали в основном строители из русских и татар. В 1918 году был сдан в эксплуатацию железнодорожный участок Арзамас — Канаш, соединивший Москву и Казань.
  • По другой версии, строительство моста началось в 1913 году, одновременно со строительством железной дороги Арзамас — Шихраны. Мост был построен в 1913—1917 годах по проекту русского инженера Григория Петровича Передерия.






  К моменту завершения строительства Мокринский мост был вторым по величине в Европе железобетонным сооружением.

  С 1935 года мост был принят под охрану военных; были построена казарма и баня. Первым начальником гарнизона был Григорьев Иван Григорьевич. В ночное время было запрещено движение людей под мостом.



  В период Великой Отечественной войны мост был объектом стратегического назначения, целью для немецкой авиации. В годы войны по этому мосту шли эшелоны с боевыми припасами, производственным оборудованием. Немецкие военнопленные принимали участие в ремонте моста во время Великой Отечественной войны.



  С 1956 года мост под военизированной охраной.

  В 1969 году мост был отремонтирован.




  Не функционирует с 1986 года — движение по нему закрыто, рельсовый путь разобран. В километре севернее от ныне заброшенного моста — новый функционирующий ныне железнодорожный мост.


  
  Этот мост-виадук соединял железную дорогу из Москвы в Казань. От Казани практически в то же время (1914г.) начала свое строительство и железная дорога, соединяющая европейскую территории России с Уралом - Казанбургская жд. В Пермском края до сих пор сохранились очень похожие на Мокринский мост виадуки.

Новый мост, построен параллельно Мокринскому мосту




  Какой ценой обошлось это, так важное для государства, строительство, можно понять из очерка краеведа Ганькина В.Д. "История строительства Казанбургской железной дороги": "Особенно тяжёлыми на строительстве линии Казань – Екатеринбург были работы от реки Камы до Екатеринбурга. Здесь вместо насыпей построено 7 мостов-виадуков, из них 2 – бетонных.




  Особенностью двух виадуков – рябиновского и пудлинговского – является то, что впервые в практике железнодорожного мостостроения был использован железобетон, который, как новый для того времени строительный материал, привлёк внимание русских инженеров конца XIX века. Старожилы рассказывали, что при строительстве рябиновского виадука для доставки материала использовалась протекающая рядом Уфа. Именно по ней приплыл сюда гранитный камень для фундамента и опор из Михайловского завода, а цемент сюда поднимали баржами.


  Другой трудностью были тоннели. На участке Чёрная Речка – Красноуфимск после изменения маршрута трассы было построено пять однопутных тоннелей, один из которых имеет длину более 2 км. В строительстве принимали участие как штатные, так и временные рабочие. Начиная с 1915 года, здесь трудились военнопленные немцы, австрийцы, венгры. На обкладке туннелей работали китайцы.

  Тоннели били с двух сторон, а пудлинговских – даже с четырёх. При сооружении одного из тоннелей произошла трагедия: в намеченный день встречи-«сбойки» не получилось. Из-за такого конфуза инженер, руководивший строительством, застрелился. Встреча произошла только на третий день, а отклонение составило всего лишь 15см."

А сейчас на космодроме ракеты падают, и ни кто не стреляется.


  Под мостом расположены освящённый в 2011 году источник «Сиплĕх çăлкуçĕ» (в переводе с чувашского Ключ здоровья, оригинальное название читается как "Сиплех Щалкуще") с оборудованной купелью и над источником — часовня святой равноапостольной княгини Ольги.




Автор фото: Мельник Оксана
Источник: Википедия

Комментариев нет:

Отправить комментарий