среда, 29 августа 2018 г.

Abytravel: Источник Михаила Убиенного


  Неожиданно хорошее место для отдыха открыли для себя в Татарстане. От Казани в 130 км. Казалось бы, куда еще по близости можно податься на один выходной день, ведь самые более-менее популярные места уже посетили. Ткнула пальцем в ни о чем интересном не предвещающее название "Источник Михаила Убиенного". И название не очень, и настроение на тот момент не хотело заставить меня искать еще что-то. Не тут то было. Название обманчиво. 


  Что-то мне подсказывает, что у родника было или должно было быть совсем иное название. Светлое и чистое. 





  Близ Камского устья, в 1.9 км юго-восточнее деревни Мордовский Каратай Камско-Устьинского района Республики Татарстан, в живописнейшем уголке, на берегу реки Волга, расположен святой источник Михаила Убиенного, вода в котором, по народным поверьям, обладает исцеляющим свойством. 
   В деревне Мордовский Каратай проживает мордва. Не смотря на то, что в Татарстане большинство населения - мусульмане, мордва этой деревни - православные христиане. С этим, скорее всего, и связано название источника. 
  Существует две легенды о происхождении его целительной силы. 


  Одна из легенд, гласит: однажды расположился близ тех мест цыганский табор. И был в нем неземной красоты юноша-цыган по имени Михаил. Все женщины в этих местах влюблялись в него. Что, конечно же, приводило в ярость мужчин окрестных деревень. И из ревности они, сговорившись, убили Михаила. Умирая, тот изрек: «В том месте, где меня похоронят, пусть не будет ни бурь, ни гроз, а быть здесь земле плодородной и благодатной». И действительно, помимо природной красоты, невзгоды с тех пор обходили эти места стороной. А в честь Михаила была построена часовенка, куда каждый желающий может прийти помолиться. 


  В деревне Мордовский Каратай другая версия возникновения часовни Михаила Убиенного. Данные события имели место в стародавние времена, задолго до XVI века. Жил молодой парень и всю душу отдавал молебнам, но родители хотели видеть своего сына светским человеком и настояли, чтобы он женился. Но в день свадьбы, вечером он сказал родителям: "Я выполнил ваше желание, а сейчас я выполню своё, я ухожу и меня не ищите". Ушел он на берег Волги, построил небольшой дом (впоследствии ставшей часовней) и стал жить. При его жизни люди заметили, что он необычный человек и хотели, когда он умрет, чтобы тело покоилось в их деревне, так как он говорил, что где будет покоиться моё тело, там не будет ни бурь, ни больших пожаров, ни голода, ни крупных бедствий. В один день жители соседней деревни пришли и убили его и хотели перевезти тело к себе, но лодка их с места так и не сдвинулась, тогда они были вынуждены оставить тело в домике. Убитого нашли через 40 дней, но тело его не было истлевшее и тогда его похоронили на территории церкви в деревне Мордовские Каратаи, где могила до сих пор и находится.



  И тут то самое любопытное и противоречивое. Известно, что до 16 века, и даже вплоть до 19, мордва поклонялась, как и марийцы, силам природы. Христианизация мордвы шла очень сложно.

  В 1744 г. в челобитной, адресованной императрице Анне Иоанновне, мордовские «прявты» (выборные старосты.— Н. М.) деревень Романиха и Ключиха Терюшевской волости Нижегородского уезда Данила и Живайка Цанаевы от имени «всей той волости мордвы» просили не подвергать их насильному крещению, отозвать из волости прибывшего туда епископа Нижегородского Дмитрия (Сеченова.— Н. М.) с протопопами, попами и солдатами, который не желавших креститься арестовывал, держал под крепким караулом в кандалах и колодках, бил мучительски, смертно, привязав к столбам, и в купель окунал связанных и кресты надевал на связанных. Однако принудительное крещение продолжалось, а за содействие мордве в составлении указанной челобитной солдата Преображенского полка Григория Зубкова по императорскому указу было повелено бить «при полку нещадно батогами, дабы впредь другие того чинить не дерзали» 34.

  Так начиналось Терюшевское восстание мордвы 1743—1745 гг., возглавленное Несмеяном Кривовым и Пумрасом Семеновым. Понимая, какую опасность оно представляет, епископ Нижегородский и Алатырский Дмитрий просил Синод быстрее подавить его, ибо «протчих мест новокрещеные народы... мордва, и черемисы, и чуваша вси от того возмутятся и воссвирепеть могут» 35.

  Прибывшие войска действительно скоро и жестоко подавили восстание, а его предводителя Несмеяна Кривова «за снятие с себя креста и за расколотие святые иконы», и за то, «что он во всем был первой возмутитель и заводчик», Правительствующий Сенат приговорил «зжечь при собрании всей Терюшевской волости новокрещеных и некрещеных мордвы при селе Сарлее, при котором собрание и на преосвященного Дмитрия нападение от мордвы было». «Учинить смертную казнь» повелевалось и другому лидеру этого восстания, бурмистру деревни Клеиха Пумрасу Семенову «за возмущение мордвы». Остальные руководители и повстанцы «в страх другим» были биты кнутом и плетьми 36.

  Протест не только мордвы, но и других народов Среднего Поволжья против христианства, как религии, насильственно внедряемой в народ царизмом, иногда облекался в религиозную форму: отказ от принудительно навязанного православия, возврат к «язычеству», но вместе с тем имели место попытки как-то трансформировать старую языческую веру, чтобы можно было эффективнее противопоставить ее православию.



  Так же, как и у марийцев, у мордвы были священные рощи, так же были жертвоприношения. Верховный бог - Нишке-Паз (Нишке - имя, Паз- бог). 
  Произведения устного народного творчества сохранили представление о Нишке-Пазе как о главе мордовского пантеона, миротворце и миродержателе, создателе, воспитателе и кормильце народа, хранителе его обычаев. У Нишке-Паз человеческий облик, но он может превратиться в быка, зайца, птицу; иногда спускается на землю и карает грешников. Почитание Нишке-Паз требовало молений с жертвоприношениями. После крещения мордва стала называть именем Нишке-Паз христианского бога. У мордвы был обычай во время озксов, на которых обращались непосредственно к Нишке-Паз, выбирать на эту роль наиболее уважаемого члена общины. Для него готовили медовую брагу. Избранный человек залезал на высокое дерево в роще, где проводился озкс, и оттуда отвечал на просьбы, адресованные Нишке-Пазе. Традиция выбирать заместителя верховного бога, очевидно, возникла под влиянием широко распространенного у мордвы правила исполнять на поминках кем-то из родственников или близких роль умершего.






  А теперь вернемся к названию нашего источника - Источник Михаила Убиенного. Опустим слово "убиенного", так как оно, скорее всего, и связано с жертвоприношениями. Обратимся к имени Михаил. Христианская литература нам говорит, что "над всеми девятью Ангельскими чинами поставлен Господом Архистратиг Михаил, имя которого с еврейского языка означает — кто как Бог. Почитание святого Архангела Михаила в Православной Церкви восходит к самым древним временам. По значению слова Михаил есть Ангел, обладающий необыкновенною, беспримерною духовною силою. Святая Церковь представляет величественную историческую картину богосветлых деяний Архистратига святых Небесных Сил бесплотных, повсюду изображая его первым в чину горних воинств, действователем и ратоборцем за славу Божию и за спасение рода человеческого". Выходит, первый святой после Бога и Богородицы - Архангел Михаил. Заместитель Бога. Он же Нишке-Паз у язычников-мордвы.





  Каждый год, 8 июня по старорусскому стилю, или 21 июня по новому стилю, возле часовни Михаила Убиенного мордвой отмечается День святого Михаила. В этот день многие жители приходят к часовне и проводят молебны. Традиция эта идет с XVI века. 21 июня - день летнего солнцестояния. Татары отмечают в этот день Сабантуй. Мордва - праздник Валда Шинясь (Солнечный круг).
  Такие вот загадки подбрасывает нам история, а точнее, ее сокрытие. 



  Мы же довольно легко нашли дорогу к источнику. Вначале ехали по полю от деревни Мордовский Каратай, потом крутой, почти под 45*, спуск пешком с горы. Вышли к источнику и часовне. 
  Побыв на источнике, нашли малозаметную тропу еще вниз. Карта показывала внизу Волгу на участке, где шло Камское устье. И с помощью веревки спустились к воде. 



  А там, а там!!! Красота! Напоминает берег Волги в районе Долгой Поляны. Кстати, и Усадьба Молоствовых находится всего в нескольких километрах вдоль берега. И так же виден древний Болгар на другом берегу реки. 



  Пока осматривались и разбирали рюкзак и сумки, ребенок долго времени не терял и ползком, в чем был, в подгузнике, футболке и штанах, залез в Волгу и стал плескаться. Мы даже воду сами не успели попробовать, а погода была прохладная для купания. Хорошо, что взяли вещи на смену, а мокрые разложили сушиться.


  Бьянка в этот раз пела. Волга волновалась, волны шумели...





  Возвращаться решили в Казань вечером. В поле успели попускать квадрокоптер. Бьянке получился еще один дополнительный выгул.







      В этот вечер был великолепный закат. И большая очередь на паром через Волгу. Желающих полюбоваться вечером огнями Казани и испытать новые ощущения оказалось немало.




Автор: Мельник Оксана


Источники:
http://www.opentextnn.ru/museum/nn/aetnolog/mordva/?id=3869
http://www.wco.ru/biblio/books/archangels1/H02-T.htm
http://slawa.su/letopisi/3479-nasilstvennaya-khristianizatsiya-mordvy-teryushevskoe-vosstanie-1743-1745.html
http://cheloveknauka.com/transformatsiya-obryadovoy-kultury-mordvy-xviii-xix-vekov-v-usloviyah-dvoeveriya
http://mincult.tatarstan.ru/rus/pressa/foto.htm/photoreport/672218.htm

Комментариев нет:

Отправить комментарий