понедельник, 13 мая 2019 г.

Марийское озеро Серебряное


  Странный день был 5 мая 2019г. О пожаре лайнера в Шереметьево мы узнали вечером. Еще позже, ближе к ночи, вспомнили, что этот день восточные славяне называют Красной горкой и поминают усопших предков. Наши остались в Украине. Но вышло так, что пришлось узнать и о других, незнакомых нам захоронениях. А причина тому - утренний выезд на озеро Серебряное в Марий Эл.

Озеро Серебряное, Марий Эл

  Как у нас часто бывает, ткнув пальцем в красивый пейзаж. Обычно вчитываюсь в историю, но уже будучи в дороге. Краем глаза, сквозь непостоянный интернет, уловила, что в тех местах погибло много новобранцев во время Великой Отечественной войны. По разным сведениям, от 2 до 10 тыс.человек. Подробности не читала. 

Озеро Серебряное, Марий Эл
  Когда же нам стали в лесу попадаться старые углубления прямоугольной формы, поросшие травой, то ли землянки, то ли еще что, несколько стало не по себе. Утверждается, что жд дорога в селе Суслонгер появилась после 50-х годов. Это, похоже, официальная версия, т.к. пару километров точно в лесу идет насыпь, очень напоминающая железнодорожную, может быть, одноколейку, но вагонетка там бы поместилась. Рельс нет, все поросло травой, мхом и привалено хвоей. 



  Пока ехали лесной дорогой, увидели целые поляны цветов, которые раньше не встречали вживую, с красивыми лиловыми цветами-колокольчиками, опушенными, яркими. Привыкаешь к одним первоцветам, знаешь их хорошо, удивляешься, что кто-то не знаком с пролеской, к примеру. А сам тоже попадаешь в глупое положение в новой местности и роешься в интернете, чтобы узнать, что же ты такое увидел в лесу.

Сон-трава

Прострел

Прострел
  Ситуация, когда "ну где-то же я это видел". Конечно видел - на картинке Нам встретилась в большом количестве Сон-трава, или Прострел раскрытый.
 Сон-трава встречается в «Эдде» - в «Песни о нибелунгах». Под голову героине Брунгильде кладут пучок сон-травы, и та немедленно засыпает. Есть и христианская легенда – о том, как однажды Сатана спрятался от Архангела Михаила за кустом сон-травы. Тот пустил огненную стрелу и расщепил растение пополам, отчего и зовется оно «прострелом». После этого якобы и обрела сон-трава оградительные магические свойства, да еще и стала символом победы. 







  О реальной магии сон-травы известно, на самом деле, немного. Думается, что часть информации просто утеряна. Ее стойко связывают с вещими снами, с охраной человека в сновидениях. Например, постельку младенца осыпали лиловыми цветочками, чтоб нечистая сила не навредила ему ночью, чтоб сглаз его не коснулся. Молодые люди клали сон-траву под подушку, чтоб увидеть свою судьбу. Использовали сон-траву как оберег, седативное средство, снотворное, антидепрессант.

  В ряде местностей прострел занесен в Красную книгу.

  Подъехав к озеру,  первым делом одели на котенка Кугу шлейку. Осмотрелись. Озеро было огромным и сказочно красивым. Ни одного человека, кроме нас. Слышно пение птиц, и непонятное пыхтение еще не отошедших от зимы лягушек.



  Кугу первым открыл купальный сезон в нашей большой семье. Совершенно случайно и неожиданно как для себя, так и для нас. Любимая подруга Наташа его так сильно обнимала на мостике, что Кугу упал в воду. Нырнул, но не растерялся, схватился за доску и выкарабкался. Подсох в машине, а потом так уверенно себя держал, что мы даже забывали следить за ним. Машину выучил, знает, где дверь, где багажник. На удивление котенок - как мини собака, он или за нами ходил, или шел к машине и там сидел ждал. Ни каких походов налево.



   Кугу разгулялся не на шутку. Он бегал по поляне то к нам, то к машине, то к маленькой хозяйке. Шлейку с него пришлось снять и повесить сушиться. Самое интересное, что он в сторону дремучего леса даже не смотрел. Держался нас и авто.
  Неделю спустя, уже на другом озере, мы встретили компанию туристов, разговорились. Мужчины поиграли с Кугу и несколько опешили, когда узнали, что он не убегал от нас на Серебряном озере. Почему то они вспомнили о волках, медведях (?) и еще намекали на кого-то. И я догадалась, о ком идет речь. 









   Местные лесники утверждают, что были в этих лесах лагеря. Но не для репрессированных, а для красноармейцев-курсантов - служивших в армии «срочников». По данным ЦАМО РФ в районе ст. Суслонгер дислоцировались в годы войны 31-я и 46-я запасные и 47-я учебная стрелковые дивизии, да плюс к тому формировались здесь гаубично-артиллерийские бригады - 102 и 105-я. Здесь, в лагерях, обучались будущие командиры взводов ПТР, были обучены и 
поставлены «под ружье» десятки тысяч бойцов. Боевые потери в марийских лесах эти формирования не имели: воевать было здесь не с кем, да и бомбардировщики немцев досюда не добирались. Но есть списки солдат, умерших в марийских лесах от болезней. По данным редакции Книги Памяти Татарстана в районе ст. Суслонгер официально числится умершим или «пропавшим без вести» более 50 жителей Татарстана. Призваны солдаты практически из всех районов республики. Стало быть, разговоры о массовых захоронениях всего лишь слухи? 











  Зная, как в лесах Марийки играет земля, какие карстовые провалы, озера и болота, сомнений, куда спрятать что либо, а потом не найти, не возникало. Это я к чему... Из интервью писателя, журналиста и заслуж.работника культуры РТ и РФ Николая Сорокина:
"С начала войны до 1945 года в поселке Суслонгер и Сурок были организованы лагеря. Но не для репрессированных, а для красноармейцев, новобранцев. Здесь располагалось несколько стрелковых дивизий, под ружье были поставлены десятки тысяч мужчин и парней. - Суслонгер – это очень закрытая вещь, - говорит Николай Сорокин. – Даже отец мне не рассказывал, что он был здесь, голодал и мерз. А голод был сильнейший. Вот, к примеру, идут солдаты и натыкаются друг на друга. «Куриная слепота» у них, 19-20-летних парней. Больные все. Когда я приехал в Суслонгер, очевидцы возили, показывали и рассказывали, что здесь происходило. А было страшно.





  В Марийских лесах, в глубоком тылу, где не велись бои, легли целые батальоны новобранцев. Люди гибли от холода, голода, болезней, кто-то кончал жизнь самоубийством, кто-то, чтобы остаться в живых, наносили сами себе увечья – обмораживали осознанно конечности. - Хоронили людей сначала на кладбище общем, а затем, когда места перестало хватать на погосте, тела скидывали в овраги и Серебряное озеро.
  Жизнь стала лучше только тогда, когда в лагерь Суслонгера и Сурка наведался сталинский офицер Ворошилов. По его приказу расстреляли десятки командиров, ответственных за условия жизни солдат и только после того, как он уехал, солдаты, наконец, впервые увидели в блюдах мясо, появились валенки и теплая одежда".
  Все эти факты, происходящие в марийских лесах, описаны в трилогии Николая Сорокина.



   До 1943г., кроме учебных лагерей, здесь располагался еще один лагерь - для военнопленных финнов. Вот так совместить несовместимое, да еще в войну - какая цель преследовалась?





  Видели в лесу памятник погибшим воинам. Видели табличку-указатель к памятнику новобранцам. Озеро воспринималось странно. Как красивое, и как в связи с тем, что в него прятали умерших. Знали, где прятать, так, что до сих пор не найдут. Хотя, скорее, это не хотят искать. Место глухое, народ - редкие охотники, летом - тренировочный кадетский лагерь, а осенью - слет бардов.




   Татарский журнал "Шахри Казан" от 23.10.1996г. пишет:

"Неожиданно ответ на вопрос, подвергающий сомнению официальную версию о количестве захороненных в этих местах военнослужащих был подсказан в письмах от родственников служивших под Суслонгером солдат. Редакция получает тысячи писем с просьбой установить место гибели того или иного защитника Отечества. В них рассказ о том, как нелегко было семьям пропавших без вести, как они лишались пособий, подвергались разного рода репрессиям. Но эти письма поражают.

«Мой отец Ибрагимов Ахмадулла Ибрагимович взят в армию из с.Аккузино Кайбицкого р-на в августе 1941 г., мне было тогда 7 лет. - пишет Р.А. Абдрахманова. - Кроме меня еще было четверо детей. Отца направили в Суслонгер. Хорошо помню, как мать уже в зимнюю стужу ездила к отцу 3-4 раза, отвозила картошку и сухари. Потом мы получили известие о том, что отец пропал без вести.»

Представьте ситуацию: мать зимой бросает пятерых детей, берет из дома последние продукты и едет, чтобы накормить мужа, который служит в армии! Это зимой 1941 г. Видимо, письма от него из Суслонгера были, несмотря на военную цензуру, прежде всего о голоде.

Подтверждается это предположение в свидетельстве, присланном из Азнакаева Х.М. Газизуллиной. Отца моего - Газизуллина Фахрази Газизулловича Азнакаевский военкомат
призвал 2 января 1942 г. В последнем своем письме от 12 апреля 1942 г. он писал, что они провели в Суслонгере мучительные дни. Голодные, оборванные рубили лес в болотах. Письмо он передал через какого-то знакомого, когда отправлялся на фронт.»

Н.Н. Хамитов из Балтасинского р-на пишет о том, что его отец, призванный в армию, сообщал из Суслонгера о «невероятных муках, пережитых за несколько месяцев.»

Жительница Казани Н.З. Фомина вспомнила о письмах из суслонгерского лагеря отца Ковылькова Захара Андреевича. До войны он был секретарем парткома в Шемордане, клеветать на власть ему не было смысла. В феврале 1942 г. он писал о том, что солдаты ходят в той же одежде в которой прибыли в лагерь, некоторые даже в лаптях. Но главное - «народ мрет от голода».

А этим подробностям трудно не поверить: «Муж мой Галимов Назип Ганеевич в армии с августа 1941 г. - рассказывает А.Г. Галимова из Лениногорска. - Два месяца служил в Суслонгере. До сих пор помню, его письма о том, что таскают тяжелые бревна на плечах, едят картофельные очистки, терпят унижения. Когда он перед отправкой на фронт прислал домой вержнюю одежду, она вся была завшивлена. Просил не бросать детей, говорил, что война скоро закончится, и он обязательно вернется. Я его жду всю жизнь, умоляю уточнить место его гибели. Даже письма его погибли при наводнении.»

Подробнее - по ссылке



  Причиной такой ситуации в учебном лагере стал не всеобщий голод, он случится немного позже, когда лагеря уже не будет. Причина довольно цинична – коррупция. На рынке в Суслонгере всегда можно было найти телогрейки, шапки, валенки и любую военную еду. Оказалось, что руководство лагеря просто не выдавало всё, что полагалось солдатам, а продавало это и пересылало деньги своим семьям, заставляя солдат есть "водяной хлеб" (разбавленный водой хлеб, похожий на кашу).

Тех, кого только присылали в лагерь, селили не в бараках и землянках, а просто оставляли почти до зимы спать в плащ-палатках. Почти каждый день в лагерь прибывали новые солдаты и почти каждый день вывозили умерших.

А в 1943г. сюда депортировали крымских татар. Их поселили в лесу в 10-12 км от Суслонгера. В бараках не было перегородок. Семьи, примерно по 15, поселили в них. Вдоль комнаты каждой из них выделили по два квадратных метра.



  В первое время работающим давали по 600 грамм, а остальным по 150-200 грамм хлеба - это было единственным пропитанием. Чтобы получить хлеб, нужно было стоять в многочасовых очередях. Первая зима для крымских татар была жутким испытанием – страшный холод, мало еды и дров. Рассказывают, что приходилось искать остатки еды у расположенного рядом лагеря для военнопленных, последних кормили куда лучше. Ситуация осложнялась еще и тем, что среди переселенцев почти не было работоспособных мужчин, только женщины, дети, инвалиды и пожилые.

  Женщины грузили лес на вагоны, подростки работали "сучкорубами", пожилые мужчины валили лес – в теплое время года все работали на лесопосадке.

  Один из потомков переселенцев в Марийскую АССР, кандидат социологических наук, доцент Научно-исследовательского института Крымского инженерно-педагогического университета в Симферополе Рефик Куртсеитов в своей статье "Крымские татары в условиях спецпоселений в Марийской АССР в 1944-1956 годах. Долгий пусть возвращения на Родину в Крым", пишет, что в 1960-х годах национальным движением были проведены две самопереписи. "В результате анализа всех полученных данных было установлено, что за первые два года от голода и болезней в местах спецпоселений умерло 46,2% крымских татар", – отмечает он.


  Все это я прочла несколько позже, уже после поездки на озеро Серебряное, марийское название - Помыш-Ер, а также Комбо-Ер - то есть гусиное озеро.
  В древние времена на этом озере весной и осенью в большом количестве отдыхала перелетная птица - гуси и утки. Также много водоплавающей дичи гнездилось в этих местах. Севернее главного озера было малое Гусиное озеро - оно постепенно заростало и заболачивалось, часть птицы гнездилось там. Местные мари не могли не знать про это богатство, и успешно охотились на озерах и в сосновых борах. Озеро расположено в глубине тайги, и, по заметкам в статьях, еще лет 5 назад до него можно было добраться только на внедорожнике. Может, и так, но нам на Фарике с низкой подвеской не составило особого труда проехать (правда, водителю надо отдать должное). Озеро красоты необыкновенной. Словно для тихого отдыха и купания. Но знание того, что здесь происходило во время ВОВ, увы.... Купаться не пойду.

   
  Странное ощущение от озера после этого. Словно над ним и лесом поглумилась какая-то не человеческая, а дьявольская сущность, и потом бросила залечивать раны. 
  Те туристы, что нам встретились у другого озера, намекали на видения и слуховые галлюцинации у озера и в этом лесу. Говорят, что некоторые видят призраков в военной форме...

  Вот такой день у нас вышел - Красная горка.



Автор фото Оксана Мельник

Ссылки на источники:

Комментариев нет:

Отправить комментарий