вторник, 18 сентября 2018 г.

Abytravel: Там, где устье Юшута

   В марийскую красавицу-реку Илеть впадает не менее живописная река Юшут. Мы с котенком Shafran Don Vito Corleone отправились искать устье Юшута. Искали, как к нему проехать, немного дольше обычного, пока прокладывали маршрут. Связано это с тем, что в большинстве случаев по Юшуту сплавляются на байдарках и плотах весной, как только сходит лёд. Тогда река полноводна и по ней легче плыть, не рискуя сесть на мель или зацепиться за корягу. Пешеходные маршруты упоминаются мало, автомобильные - до деревни Озерки, далее - заповедник Марий Чодра.



   Дорога от деревни Озерки к устью Юшута - это старая Галицкая дорога, или иное ее название - Казанский тракт. Название дороги - Галицкая (направление Казань-Галич), впервые упомянуто князем Курбским, оно сохранялось в течение XVI-XVIII вв. Далее ее переназвали Большой дорогой в г. Царевококшайск. Она же Царевококшайский почтовый тракт: это Казань – Бишня - Петьялы - устье Юшута– Озерки – Шигаково – Памаштур - оз.Сайвер – Кундышский постоялый двор – Царевококшайск. В это же время появляется Галицкий торговый тракт (Окружной), это – Слобода Кизическая - Сухая река – Мемдель – Чодроял - Морки – Ронга – Царевококшайск.




  Сложно сейчас заглянуть в историю, но, по рассказам сторожил, Старый Казанский тракт (именно так называют его местные жители – названия Галицкий тракт никто не вспоминает) использовался как в торговых, так и в почтовых целях. При этом упоминания про разбойников касаются именно этой дороги.



  Следует также отметить, что среди местных жителей бытует предание (конечно, очень смутное), что Старый Казанский тракт был проложен по так называемой «Царской тропе». Якобы Иван Грозный при походах на Казань один из крупных отрядов послал через глухие марийские леса вдоль левого берега Волги. Этот отряд должен был зайти казанцам в тыл и перерезать Алатскую и Арскую дороги, чтобы начать планомерное окружение Казани. Этот царский полк, ведомый опытными проводниками, двигался со стороны нынешнего Козьмодемьянска, где они перебрались через Волгу. Отряд прорубал просеки в тайге, стелил гати, возможно, где-то использовал местные тропы, а потом скрытно вышел к Казани, чтобы поддержать осаду города русскими войсками. При этом, начиная с Озерок, царский полк держал путь именно по Казанскому тракту. Конечно, прохождение такого многочисленного войска не могло остаться незамеченным и бесследным, поэтому местные жители стали использовать проторенную дорогу и гати для своих хозяйственных нужд. И уже после взятия Казани и основания Царевококшайска эту часть дороги использовали для строительства Царевококшайского тракта (вероятно, что Ратная тропа шла по Галицкому тракту). 



  На участке Казанского тракта от деревни Озерки и до устья Юшута можно встретить старые каменные участки, которым была в древности выстлана дорога. Вероятно, камень брали из местных выходов песчаника на поверхность. Нам встретилось небольшое озеро, расположенное в котловине одного такого карьера, где и добывался камень. 
  Отойдя влево от этого озера и углубившись немного в лес, мы спустились к реке Юшут. В этом месте из-под склона горы в реку бурным потоком вливается подземный ручей. Чистый, холодный, прозрачный.


  Свое название река Юшут предположительно получила от марийского слова "йӱштӧ" - студеный, холодный, или от глагола: йӱштылаш - купаться, обливаться.




   Мы двинулись по тропинке вдоль Юшута. Повстречали остатки старого Лушмарского моста, который еще называли Золотым мостом. Почему его так прозвали?


  Рассказывают, что до лесосплава на Илети и Юшуте, данный мост работал почти ежегодно, так как именно тут проходила стратегическая дорога в Казань – столицу губернии. Причем, мост был укреплен очень мощными для тех времен сваями (а также «бабами») и ледорезами. Зная коварный нрав на вид спокойных марийских рек, были выделены средства, и мост был укреплен кованными стальными стяжками. Однако, не смотря на это, каждую вторую весну мост либо сносило, либо основательно портило. Причем, как говорили старожилы, опасность представляли не многоснежные зимы, а зимы со средним уровнем снега, но теплой и быстрой весной, когда снег в тайге начинал быстро таять, отчего подпор весеннего яроводья был очень силен и могуч. Бывали случаи, когда половодье сносило мост на глазах купеческих караванов, и при этом часть подвод оставалось на правом берегу, а другая часть – на левом. Бывали и трагические случаи.




  Для наблюдения за мостом, для его охраны и ремонта, а также для предупреждения вышеуказанных несчастных случаев в Лушмарском лесничем домике был предусмотрен по весне обходчик моста, в обязанность которого входило предупреждение подобных опасных случаев. По этой же причине мост в шутку стал называться местными жителями – Золотой! Таким образом, они давали понять, что если бы хоть раз был сделан этот мост из Золота – на века, то на него бы надо было столько же денег, сколько ушло на восстановление деревянного моста за всю его многовековую историю существования, наверно, со времен казанских ханов!



  Пока шли к Устью, нам встречались старые дубы, которые и два человека не обхватят, и радость для котенка - множество мошек, кузнечиков, бабочек. Вот раздолье было человечку с хвостиком, который шел сам, даже минуты не ехал на руках. 





 
  
 Начало сентября, и осень уже начала чувствоваться по едва заметным приметам. Когда всё дело в шляпе - значит пришла Осень.





  Известно, что единственная незамерзающая река Марий Эл - это Илеть. Мало кто знает, что есть еще частично незамерзающие марийские речки - это Студёнка и Куярка (они как Илеть изобилуют родниками). Также не замерзает зимой и устье Юшута благодаря скорости течения и большому обилию родников, которые выходят из-под местных оолитовых пород. Чуть выше устья Юшута (или Слития, как говорят местные жители), примерно метров за 600-700, где река петляет в лесу, Юшут зимой замерзает, причем лед достаточно прочен, чтобы выдержать даже взрослого человека.






  Зимой недалеко от устья Юшута можно увидеть долину гейзеров: более теплая вода множества родников делает вид реки сказочным, деля ее на окованную льдом с одного берега, и дышащую паром с другого.


  Вообще, какие-то странные ассоциации возникают именно к этим рекам и этому месту: как будто свадьба состоялась у невесты Илеть и жениха Юшута.
  Красивые чистые таежные реки соединились, чтобы нести свои воды дальше. По фото понятно, почему сплавляться по этим рекам можно только весной. Пока воды много, байдарка относительно легко плывет. Вода ушла - риск сесть на мель.



  А какой был соблазн пройтись по воде до этих отмелей. Илеть, как чарующая дева. Оголила свои стопы, иль коленки, али плечи. Песок чистый-чистый выглядывает прямо посередине бурной реки. Не выдержала я, соблазнилась. Пошла босиком по реке. Она мелкая в тех местах. До полуметра.



Автор фото: Оксана Мельник

Источник: 

Комментариев нет:

Отправить комментарий