понедельник, 11 июня 2018 г.

Abytravel: Иске-Казан

  Целых два выходных с перерывом в неделю получилось у нас посвятить путешествию в Иске-Казан. Первая попытка была прервана в виду сильного дождя. Вторая попытка растянулась до вечера. Изучать эту достопримечательность Татарстана нам помогали абиссинские котята Бьянка и Саша.



  Все знают лишь одну Казань - расположенную на берегах Волги и Казанки. Но есть и другая Казань - старая, Иске Казан, расположенная в Высокогорском районе Татарстана, километрах в сорока от современной Казани. Казанка здесь тоже протекает, но, некогда полноводная, сейчас она стала маленькой речушкой. У деревень Камаево, Русский Урмат, Татарская Айша, на берегах реки  Казанки,  располагается целый комплекс уникальных историко-культурных, археологических и природных объектов, ныне входящих в охранную зону Иске-Казанского государственного историко-культурного и природного музея-заповедника. Эти живописные места занимают особое место в истории не только  Высокогорского района, но и в истории всего татарского народа. 



  События этой территории нашли отражение в целом ряде татарских рукописей и исторических повествований по средневековой истории народа. С 18 до начала 20 века  европейскими и русскими учёными-путешественниками  были собраны среди населения легенды и предания о Старой Казани.    И.Г. Георги — немецкий этнограф, натуралист и путешественник по России, академик Петербургской АН, посетивший  Казанскую  губернию   в 70-х годах XVIII столетия, передал содержание  одной старинной татарской рукописи, в которой описывалось следующая  легенда.




  При взятии Тимуром города Булгара, хан Абдулла со своими женами и некоторыми детьми заперся в судной палате. Это здание по приказу победителя обложили снизу доверху бревнами, облитыми горючими веществами, и зажгли. Хан и все бывшие с ним погибли. Согласно легенде, огонь не коснулся непорочной девушки. Невредимая, сидела она на своде сгоревшего здания в белом одеянии праведного муллы Хисамуддина, могила которого доныне почитается магометянами. Тимур, пораженный чудом, а также умом и красотой "несгораемой царевны", даровал ей жизнь и взял с собою в Самарканд с одним из братьев Шеуне-беком, которому также удалось избежать гибели.



  Из прочих детей Абдуллаха спаслись еще два малолетних сына Алтын-бек и Галим-бек. Скрытые в лесу во время погрома, они впоследствии основали на р.Казанке город Казань. Тот, городище которого мы и посетили.




  Что касается идеальной булгарской царевны и Шеуне-бека, то им после смерти Тимура удалось освободится из плена и пробраться на родину. Вначале они нашли себе приют в городе Кашан, где царевич скрывал свое настоящее звание под профессией учителя, но потом узнав о судьбе братьев, переселились к ним в Казань (сейчас известно как городище Иске-Казань).Здесь царевна вышла замуж за муллу Хозятаза, которй вместе с Алтан-беком был основателем Казани. Умер мулла в Старой Казани, там же и похоронен."Повесть" указывает его могилу, почитаемую как святую, в Иске-Казани, а могилу его жены - у деревни Айша в двух км от Старой Казани.




  На территории Иске-Казанского государственного и историко-культурного музея-заповедника, в селе Камаево, расположен музей-крепость "Иске-Казан". В русских писцовых книгах, составленных через 13-16 лет после завоевания Казанского ханства, т.е. в 1565 – 1568 гг., это место упоминается как Иски-Казань, а находившееся рядом село – Князь-Камаево, по имени казанского князя Камая, известного по русским источникам во время взятия Казани (очевидно, село было вотчиной этого князя). В последующих документальных материалах (переписные книги 70-х годов XVIII в., т.н. «Акты генерального межевания» и др.) село также именуется как Князь-Камаево, иногда с дополнением «Иски-Казань — Камаево» или сокращенно «Искамаево» — так называлось оно местным татарским и русским населением почти до последнего времени.
  В музее можно посмотреть оригинальные и воссозданные орудия войны и труда, быта жителей Иске-Казани с древних времен и до недавнего прошлого.
  Мы с Бьянкой посетили все это, а котенок еще и примерил себя в ступе.






   Кстати, одна из версий названия Казани говорит о том, что русло реки Казанки в древности в этой местности делало изгиб, напоминающий котел-казан. В честь него и назван город. Обмельчавшее русло видно и до сих пор, оно действительно напоминает котел.



   В заповеднике есть несколько родников. Наиболее известные - Муллы-Хаджи, Самовар, Ханский.
  История родников переплетается с историей края. Возьмём родник святого Муллы-Хаджи. Мулла здесь означает не священника, это обращение к уважаемому человеку. Мулла-Хаджи (Мулла-Хозятаз) был полководцем двух царевичей — Алтын-бека и Алим-бека, заложивших Старую Казань — Иске Казан после разрушения Булгара Тамерланом. И сыграл, видимо, в истории столь большую роль, что имя его сохранили для потомков.





  На территории самого городища построена беседка для отдыха около «Ханского родника». Источник «Хан чишмэсе» («Ханский родник») также почитается как святой и его воды также считаются целебными. 


  Бьянка с нами была только в архитектурной и музейной части заповедника. Как ей и присуще, поведение было на высшем уровне. Саша же прошел с нами весь путь от деревни Татарская Айша в городище и обратно, посетив все родники и древнее кладбище. Не взирая на сильный ветер, более половины пути по грунтовой дороге он проделал, самостоятельно идя лапами, а это много, исходя из того, что весь путь составил в обе стороны около 10 км. Конечно же, всю обратную дорогу уже в Казань он спал в машине без задних ног.








Комментариев нет:

Отправить комментарий